Разговоры о карме

Для возникновения кармы необходимо наличие объекта. Любой объект будет являться причиной зарождения кармы. Хотя правильнее сказать, что причиной будет вовлеченность сознания в этот объект. Когда душу привлекаются материальные предметы тонкой или грубой природы, он зарождает кармические реакции.

карма

Семена кармы остаются на том уровне существования, которые переходит в новые формы жизни после смерти. То есть это не уровень тела или ума, а уровень разума и сознания. Обнаружить его с помощью материальной науки невозможно. Единственный способ познать сознания – это науки самосознания. В материальном мире у каждого предмета имеется начало и конец. Сознания, или душа не имеет ни начала, ни конца.

Все имеет причину. Но споры о том, есть ли причина у сознания до сих пор ведутся. Найти ответ на этот вопрос можно только лишь на своём личном опыте. Уходя в глубины своего внутреннего мира, можно до бесконечности уходить в прошлое и пытаться найти начало начал. И конца этому не будет, это, как бездна.

Семя кармы, как и любое другое семя прорастает не сразу. Для этого должны сложиться определённые обстоятельства, предугадать которые обычный человек не в силах. Разобраться в переплетениях кармических связей практически невозможно, и даже сами ведические писания не рекомендуют этим заниматься, так как можно в конец запутаться в самом себе.

Первопричиной для совершения действия является внутреннее намерение. Сначала должен появится объект. Вследствие его появления, возникает какое-либо намерение, направленное в его сторону. Намерение порождает действие.

В момент возникновения намерения, человек отождествляет себя с ним, т.е. присваивает его своим мыслям или желаниям. Именно в этот момент зарождается семя. В кали-югу, однако, кармические последствия вызывают лишь явно сделанные действия. Это означает, что действия, оставшиеся на уровне ума в нашу эпоху, не несут ответственности. Однако, есть большая вероятность перехода мыслей в речь, и тогда кармические реакции последуют за этим действием. Последствия, которые ожидают человека также будут связаны с мотивом его действия. Так как внешне два человека могут делать одно и то же, цели у них могут кардинально различаться.

Люди привыкли воспринимать время линейно. Это связано с ограниченным восприятием человеческого тела. Однако, на абсолютном уровне время воспринимается иначе. Для кармы это означает, что в один момент зарождается лишь одно семя. Но этот момент не относится к моменту времени, скорее к моменту действия. Понять умом такую единицу измерения практически невозможно, ввиду её нематериальности. Она может различаться в зависимости от сосредоточения. Для каждого такой момент индивидуален и меняется с течением времени. Такой момент правильно будет именовать психическим, потому что за этот промежуток происходит одно психическое действие. Чем выше сознание живого существа, тем легче ему почувствовать это мгновение. Именно почувствовать, потому что измерить временными рамками его будет крайне сложно. Да и надобности в этом нет никакой.

В один психический момент внимание живого существа направлено лишь на один объект. Воспринимать одновременно более одного объекта невозможно. Поэтому в переводе на обычное время эти моменты так сильно разнятся. В обычном состоянии человека за одни секунду сменяется неисчислимое множество моментов. В глубокой медитации же ум однонаправлен, а значит за все время нахождения в ней создается лишь один психический момент.

Ум воспринимает объект за объектом, однако делает это с такой скоростью, что создается впечатление непрерывности. Можно привести аналогию с фильмом – он всего лишь последовательность кадров, однако эта последовательность настолько быстрая, что создается иллюзия непрерывного движения.

Человеческий организм обладает пятью способами восприятия мира. Это пять органов чувств и шестым воспринимающим является ум. Язык воспринимает вкус, нос – запах, глаза – форму и цвет, уши – звук, тело – ощущения, ум – объединяет все и создает мысль. Помимо мыслей, ум воспринимает образы, которые недоступны другим органам. Он может создавать образы на основе информации, получаемой другими чувствами. Человеческое тело устроено так, что всё, что мы получаем от органов восприятия, сливается в одно целое, следовательно, создаётся впечатление целостности картины и её непрерывности. Так и создаются наши иллюзии насчёт постоянства мира и его устойчивости, объективности.

В одну секунду может появляется огромное количество кармических семян, особенно у людей, которые находятся в вечной спешке. Кармическое семя, появляющееся во время одного психического момента, имеет определённые свойства. Они зависят от того, насколько был сконцентрирован человек на объекте, каким было его намерение, было ли совершено явное действия, и каким образом он его воспринял. От этих свойств зависит дальнейшее развитие кармы.

Семя, которое прошло все этапы созревания становится полноценной кармой. Изначально было проявлено намерение, вследствие которого внимание живого существа было сконцентрировано на объекте. Намерение вызвало действие, по завершению которого существо получило удовлетворение.

Такой путь созревания, условно можно разделить на чётко выраженные этапы:

  • наличие объекта;
  • возникновение намерения к объекту;
  • совершение действия;
  • завершения действия, сопровождающееся удовлетворением от выполнения намерения.

Объект должен быть распознан корректно, в противном случае кармическое семя будет обладать меньшим энергетическим потенциалом. Точное и конкретное распознавание ведёт к возникновению намерения именно к этому объекту. В отношении него создаётся действие. Оканчивается всё удовлетворённостью от завершения.

Грубый, но точный пример:

  1. Человек приходит в продуктовый магазин и видит буханку хлеба. Возникает объект, существо его распознаёт.
  2. Возникает желание купить хлеб. Создаётся намерение.
  3. Человек приобретает товар. Живое существо создаёт действие.
  4. Человек остаётся удовлетворённым. Завершение действия.

На протяжении всего эпизода с хлебом, человек создавал кармические семена. Действие в этом случае считается полным, так как успешно прошли все этапы создания семени.

Рассмотрим альтернативный вариант событий. После того, как у человека возникло желание купить хлеб, он обнаружил, что у него не хватает денег на совершение этого действия. В итоге, действие не произведено, удовлетворение не получено. Следовательно, энергетический потенциал у этого кармического семени либо будет отсутствовать совсем (особенность кали-юги), либо будет очень мал. Однако, неполучение желаемого вызывают у существ другие чувства и порождают другую карму. Об этом следует помнить. Семена с большим энергетическим потенциалом созревают быстрее остальных.

Любое живое существо имеет свойства разделения радости или горя с другими. Если эти действия не несут корыстных интересов, то это считается акармой – деятельностью, которая не несёт никаких материальных последствий. В ином случае карма может повести себя непредсказуемо. Однако, если человек радуется достижениям других людей, он будет делить радостные плоды, если радуется горю других, будет делить горестные плоды. Карма – запутанная сила природы, разобраться в хитросплетениях которой обычному человеку невозможно.

Намерение имеет свойство создавать привычки или усиливать те, которые уже имеются. Поэтому очень важно проявлять намерения к более высоким вещам и всегда тянуться к совершенству. Даже самое маленькое действие, которое не имеет корыстного подтекста, может сыграть большую роль в дальнейшем развитии души.

Если человек пытается быть щедрым даже немного, но хотя бы регулярно, то развивается привычка отдавать, а не брать. Такую привычку дарить можно развивать не только материальными ценностями, но и более тонкими, например, дарить улыбку людям вокруг. Со временем эта привычка усиливается и приобретает более широкий охват. По этой причине духовный рост должен начинаться с помощи и любви к ближним, и уже по мере развития своих возможностей и сил, нужно распространять эту любовь на всё большую аудиторию.

Это работает и в другую сторону. Например, человек убивает комаров и для него это не кажется преступлением. Однако эта карма капает в копилку и постепенно развивается. И человек будет убивать уже не только комаров, что в итоге дойдёт и до убийства себе подобных. Если и не в этой жизни, то в другой.

Любое намерение усиливает привычку. Любое действие закрепляет эту привычку. Посредством силы своего сознания, человек должен осознанно выбирать то, чему отдавать свою энергию. В будущем это будет играть огромную роль для его развития. То, кем человек является и где находится на данный момент – результат его прошлых поступков. Полезным действием может стать самоанализ, который поможет предотвратить неправильные поступки в будущем.

Карма создаётся не всегда. Как уже было сказано, бескорыстные действия не порождают кармические реакции. В другом случае, кармическое семя не зарождается, если отсутствует намерение. Например, при непреднамеренном убийстве какого-либо насекомого, которое совершается при ходьбе. Если бы мы платили за такие убийства, то из сансары вырваться было бы очень сложно. Впрочем, джайнисты даже подметают дорожку перед собой, чтобы не навредить ни одному живому существу. В целом, здесь это невозможно, ввиду огромного количества невидимых человеческому глазу существ. Бог позаботился обо всём, поэтому эти законы действуют так, чтобы человек мог вырваться из круга перерождений своими силами.

Условно, существует три вида деятельности:

  • карма, или благочестивая деятельность;
  • викарма, или неблагочестивая деятельность;
  • акарма, или деятельность, не приносящая плодов.

Занимаясь благочестивой деятельностью, человек сажает семя, преисполненное благих качеств. Плоды, которые получает человек в последствии, являются радостными и приятными.

Занимаясь неблагочестивой деятельностью, человек сажает семя, обладающее качествами, которые являются разрушительными. Последствия такой деятельности для живого существа являются неприятными и отрицательными.

Когда семя посажено, его нельзя сделать противоположным. Однако некоторая деятельность может сжигать любые семена, она считается освободительной от пут материальной природы. В других случаях одна карма, может противопоставляться другой. Например, при произрастании викармы, своевременно противопоставленная ей хорошая деятельность, может уменьшить страдания или убрать их совсем.

Неблагочестивая карма образуется на фоне невежества человека, или тамаса и страсти, иначе раджаса. Вызванная им запутанность в материальной природе, заставляет совершать действия, которые приносят страдания. Условно такие действия можно разделить на три группы:

  • Притяжение. Сюда относят все виды деятельности, направленные на то, чтобы человек получал всё, что хотел, не осознавая последствий и переходя дорогу другим живым существам. Это может быть жадность, воровство, страсть, власть, желание удержать, получить, господствовать. Такой человек становится подобным чёрной дыре, и бездна его желаний не имеет дна.
  • Отторжение. Человек в прямом смысле этого слова отторгает всё то, что ему чуждо. При этом отторжение это не имеет ничего общего с отторжением вредных привычек. Человек проявляет агрессию, гнев, злобу, ненависть, может причинять вред другим живым существам.
  • Невежество. Сюда можно отнести все виды проявления незнания (хотя, по сути все страдания от незнания, в этом случае описываются его прямые последствия. Это страх, гордость, сомнение, неверие. Человек существует в неопределённом состоянии и на фоне этого возникают действия, приносящие страдания.

Все формы неблагочестивой деятельность завязаны между собой. Одна вызывает другую и, если вовремя это не пресечь, всё будет становится только хуже и хуже, а выйти из этого порочного круга будет всё сложнее. На почве этих качеств создаются определённые намерения к объектам. Намерения вызывают действия. Действия порождают кармические последствия.

Намерение зависит от уровня сознания живого существа, тем самым порождая различные действия и реакцию. Благочестивый человек при виде коровы, испытает лёгкое благоговение, возможно захочет погладить её и сказать что-нибудь приятное. Неблагочестивый человек захочет её съесть. Один руководствуется любовью и состраданием, другой – своими животными инстинктами. Несложно догадаться, насколько разными будет кармические реакция у таких разных людей.

Благочестивая карма создаётся на фоне качеств, противоположных невежеству. Это благость, или саттва. Любовь, сострадание, дружелюбие, честность, чистота, ясность, спокойствие, добродетель, равновесия, ответственность и другая благочестивая деятельность порождаются карму наивысшего порядка, не приносящую страдания. В особенно хороших случаях, карма не зарождается вовсе, а уже имеющаяся – сжигается.

Такие благие качества не являются эмоциональными состояниями человека. Это – намерения и действия. Человек, который поднимает свой уровень до саттвы, желает счастья всем живым существам без исключений. Поэтому это проявляется в его намерениях к объектам. Когда человек говорит, карма уже создаётся, поэтому благие люди тщательно выбирают слова, которыми будет наполнена их речь. В дальнейшем это развивается так, что человек создаёт условия для того, чтобы живые существа сами становились благодетельными. Душа, которая полностью осознала свою истинную природу, несомненно хочет поделиться этим знанием с каждым, поэтому посвящает свою деятельность всем живым существам. Такое сострадание не имеет ничего общего с материальной привязанностью, так как находится за гранью обычного человеческого понимания.

Страсть не может присутствовать в человеке тогда, когда в нем преобладает благость. Так же, как более одного психического момента не может быть в одном моменте времени, внимание не может быть посвящено одновременно двум объектам. Благость, как проявление человеческой натуры, также можно считать объектом в каком-то смысле, поэтому она не пересекается со страстью. Однако, не исключена ситуация, когда они сменяют друг друга с невероятной скоростью. Особенно это распространенно сейчас в больших городах, где скорость жизни зашкаливает. Тяжёлые психические состояния человека заставляют меняться эмоциям и переживания с очень большой скоростью. Незнание законов жизни и истинной природы человеческой души только усиливают переживания человека и не дают возможности обрести внутренний и внешний баланс. Но иногда в человеке проскакивают искорки настоящей любви и понимания к окружающим его людям. Такая любовь не имеет ничего общего с кармой, то есть вожделением. Она восходит от души, как свечение ее природы и поиск разорванной связи с богом и другими душами.

Ощущение радости, которое возникает от соприкосновений органов чувств с их объектами, тоже вызывает кармой. Однако это чувство нельзя назвать истинным счастьем, так как оно не имеет постоянной природы. А если брать больше, чем положено то вместо счастья, человек будет получать порцию страданий. Так происходит со всеми материальными вещами – лишь раз соприкоснувшись с объектом чувств, человек хочет получить это и ещё больше. В каком-то смысле это действительно нормально, ведь душа тянется к счастью. Однако ищет его не в том месте. Ведь истинное счастье преумножается со временем, а ложное – замещается страданием. Из-за того, что душа не понимает своей истинной природы, оно тянется к ложному, непостоянному ощущению счастья, которое на самом деле является лишь его отголоском, отражением. Если человек поддаётся этому, то желания будут затягивать его во всё большую пучину, вырваться из которой будет с каждым разом сложнее. Поэтому вовремя осознать себя – задача каждой живой души.

Настоящее сострадание проявляется в желании помочь душам осознать свою истинную природу и помочь им избежать страданий в будущем. Важнейшей составляющей сострадания является сопереживание. Оно проявляется, когда мы представляем себя в ситуации другого человека, ставим себя на его места. Переняв часть его вибраций, на тонком уровне мы уже помогаем ему, так как он почувствует поддержку с нашей стороны. Хоть отдалённо поняв, какие страдания испытывает живое существо, человек по своей природе хочет помочь ему и избавить от страданий. Несомненно, мы все связаны невидимой нитью, и сострадание помогает укрепить эту нить. Однако здесь важно иметь опыт и знания, ведь очень важно не навредить живому существу и не перейти ту границу, которую переходить не стоит. Помогать нужно в меру и осознанно. Представим, что у вас есть друг, который попал в плен наркотиков, и ему нужна очередная доза. Что вы сделаете, дадите ему денег на дозу или отправите в больницу? Если вы по-настоящему любите этого друга, то несомненно отправите его лечиться. И для него это станет настоящим испытанием, он даже не поймёт вашей любви. Но вы избавите его от страданий в будущем.

Каждое живое существо, начиная от человека и заканчивая микроскопическими клетками, стремятся к счастью. Это внутренние стремление души к своей истинной природе. Ни одна душа не желает испытывать страдания, но ввиду того, что в материальном мире практически все подвержены влиянию иллюзии, испытывать страдания приходится. Души являются одновременно и индивидуальными, и одинаковыми. Известное сравнение – капли в океане. Океан – Бог, капли – души. Осознание этого приводит к пониманию того, что каждая душа стремится к целостности и счастью. В материальном мире есть лишь отголосок счастья – наслаждения. Но за наслаждениями следуют страдания, так устроен баланс сил во вселенной. За пределами мира понятий и объектов есть мир бесконечного блаженства, изначальная обитель каждой живой души. Так, как у нас есть остаточные воспоминания и ощущения того состояния, мы стремимся его воссоздать и здесь.

Понимание того, что между всеми существами есть неразрывная связь может служить отправной точкой для воссоединения с Богом. По сути, на нашей планете присутствуют идеальные условия для того, что прекратить круговорот перерождений, но для этого необходимо постигать науку о душе. Постигая то, что мы все есть суть одно, человек перестаёт причинять страдания другим и направляет свои силы на то, чтобы наоборот сделать людей счастливыми или хотя бы направить их в сторону счастья. У всех душ одинаковая качественная составляющая, различны лишь внешние оболочки – тело, чувства, ум, разум. Есть такое понятие – сорадование, и означает оно искреннюю радость за человека или любое другое существо, когда оно испытывает эту радость. Оно является искренним, если не содержит никакого корыстного подтекста.

Как возникает акарма, или деятельность, не приносящая плодов? Должно возникнуть намерение, которое не будет тянуть вас к материальному объекту. Это может быть только намерение трансцендентного характера и посвящено душе, сознанию, Богу, служению, любви и т.д. То есть привязка идёт именно к духовным вещам, то есть тем, которые не имеют ничего общего с материальным миром. Также она возникает во время однонаправленного внимания, преисполненного ясности и блаженства. Такое внимание возникает вовремя медитации на возвышенные и духовные вещи. Когда отсутствует привязанность к материальным вещам и стремление к их достижению, кармические реакции не могут зародиться. Нет заинтересованности в достижении какого-либо не трансцендентного блага, значит и нет никаких реакций. Этот закон прост для понимания, но сложен для освоения. Поэтому и существует сотни школ и направлений, которые учат различным путям достижения разотождествления себя с телом и материальной вселенной.

В буддизме используют такой вид медитации, который приводит к полному ментальному успокоению и однонаправленному вниманию. Его именуют шаматхой. Такой инструмент личного развития может привести к постижению науки о душе. Он делится на три этапа:

  • расслабление физического и ментального тела;
  • неподвижность физического и ментального тела;
  • осознанность.

Осознанность основывается на непрерывном внимании к определённому объекту. Непрерывное внимание означает то, что оно в действительности не прерывается и полностью отдано объекту. Такое исследование полностью сосредоточено и не исследователь не должен отвлекаться ни на мгновение. К этому приходят далеко не сразу и тратят годы на освоение медитации. Ум имеет свойство постоянно отвлекаться, но, когда человек постоянно возвращает его к объекту медитации, он тренирует волю, и со временем ум станет слугой, а не господином.

Два свойства, присущие этой медитации – этой бдительность и памятование. И они играют очень важную роль. Когда внимание однопоточно и сосредоточено на одном объекте, ум перестаёт воспринимать ту информацию, которая поступает от органов чувств. Нельзя сказать, что человек перестаёт слышать или чувствовать, но он перестаёт интерпретировать эту информацию. По мере обуздания своего ума, человеку становится проще в медитации, ведь отвлекающих моментов в окружении становится всё меньше. Такая медитация имеет три аспекта:

  • ясность;
  • отсутствие концепций;
  • блаженство.

С помощью этого средства, человек постигает свою собственную природу, а значит и природу всех живых существ. Со временем, постепенно начнёт развиваться безграничное сострадание и любовь ко всему живому.

Когда пропадает влечение к формам и объектам, душа может спокойно покинуть материальный мир. Пропадают причины, которые, как цепи, удерживают душу здесь, а значит она обретает истинную свободу. Получается, что свобода может быть только в одном – в непривязанности к объектам чувств.

Практики медитации могут приводит к разным результатам, которые зависят от объекта медитации. Правильно будет сказать, что любым объектом медитации является Бог, потому что кроме него нет ничего, всё является его аспектами и частицами. Но частицы могут иметь разные функции. Ведические писания объясняли Бога в трёх формах – Параматма, Брахман и Бхагаван. Параматма – локализованная форма, которая находится в каждой частице всего творения. Брахман – безличностная и всеобъемлющая форма. Бхагаван – личностная форма Бога. Так или иначе, любая медитация будет на Бога, просто в разных его проявлениях.

В момент смерти, ум умирает вместе с телом, а так, как именно ум создаёт и воспринимает формы, концептуальный мир также разваливается в этот момент. Карма заложена в более глубоких чертогах души, поэтому сохраняется и после смерти. Именно она влияет на дальнейшую судьбу человека. Однако, писания гласят, что после смерти душа отправляется туда, куда было направлено её внимание в момент смерти. В бесформенном состоянии душа человека находится между смертью и новым рождением. В это время энергетической формой существа движет накопленный опыт, карма и то, куда было направлено внимания в момент смерти. Перед рождением определяется место «приземления», время и остальные условия. Всё просчитывается до мелочей, так работают механизмы вселенной.

Те качества, которые были накоплены человеком за огромное количество жизней, проявляются и при рождении. Характер меняется, тело меняется, ум меняется, но накопленный опыт никуда не пропадает, хоть и поначалу кажется, что человек начинает с чистого листа. Нельзя сказать, что человеку посчастливилось родится добродетельным и с чистыми, ведь он шёл к этому очень долго и приложил массу усилий. И начинают созревать семена деятельности. Некоторые младенцы постоянно болеют, другие же растут совершенно здоровыми, так, как запас благочестия у них не мал. Иногда всё же бывает так, что человек может быть болен телом, но здоров душой. Это означает, что он сжигает плохую карму, хоть и повернулся в сторону благодетели.

Но не все рождаются с такими качествами. И тогда их нужно развивать намеренно. В первую очередь с помощью медитации необходимо подчинить себе ум. Постепенно будет возникать, так называемое спонтанное сострадание, то есть не вызванное силой воли, а возникающее само по себе, естественным путём. Если человек не владеет своим ум, то о спонтанном сострадании и речь быть не может, ведь такой ум постоянно отвлекается, а чувства направлены к объектам чувств. Такой человек настолько поглощён материальной деятельностью, что его естественная природа и качества не могут проявится в полной мере.

Медитация порождает не только спонтанное сострадание, но и естественную мудрость. Так, как постигается природа души, перед ней открываются двери к понимаю устройства мироздания. Для объекта медитации можно использовать сострадание. Удерживание внимания на сострадании помогает уйти в глубины этого качества, раскрыть её суть и полностью осознать. Ум, которые не может устоять не месте, не может проникнуть в суть объекта и плавает на поверхности. Медитация поможет пробудить сострадание самым естесственным путём. Оно станет постоянным и сможет выгородить те качества, которые являются препятствием на пути духовного саморазвития.

И, конечно, же семена кармы созревают, как определённые обстоятельства. Это самое распространённое представление о карме, хоть оно и не является полным. Можно очень просто описать суть этого аспекта кармы – пуля, которую ты выпускаешь во врага, несомненно попадёт тебе в затылок. Однако, это не совсем так, ибо во многом на карму влияют и другие обстоятельства, мотивы и т.д.

Иногда неблагочестивая деятельность приводит к тому, что человек перерождается в низших существ, наподобие животных. У животных нет выбора, они живут согласно своим инстинктам и перерождаются до тех пор, пока не доходят до разумной формы жизни. В этом прелесть человека – у него есть выбор, поэтому он может либо деградировать, либо возвышаться, либо освободится от пут материальной природы.

Иногда нанесённый удар может обернуться благими последствиями, как для того, кто нанёс удар, так и для того, кто его получил. В определённых обстоятельствах человеку разрешено даже убивать. Известная сцена битвы на поле Курукшетры, когда воин-кшатрий Арджуна был в сомнениях насчёт сражения и хотел отказаться от него, но Кришна сказал ему, что он освободит всех, кого убьёт. Тут есть влияние божественного. Однако нельзя использовать эти знания в корыстных целях, ибо кармические законы работают таким образом, что за убийство можно оказаться на самом дне материального творения. Арджуна вступил в битву из сострадания, поэтому не совершил греха.

Подводя итог, можно сказать, что карма влияет на такие аспекты, как:

  • полученное при рождении тело;
  • среда, в которое рождается и проводит первые годы существо;
  • намерения или, иначе говоря, качества;
  • обстоятельства или то, что с нами случается.

Семена могут созревать вперемешку и, существо может родится человеком, но в неблагоприятных условиях. Иногда у новорождённых появляется аллергия на молоко и то, что должно было быть нектаром, становится ядом. Это тоже результат плохой кармы. Примеров того, каким образом перемешиваются результаты деятельности, бесчисленное количество и в наше время сложно найти людей с преобладанием, например, благочестивой кармы, ведь это кали-юга. С другой стороны, такие люди появляются и часто переворачивают мир с ног на голову, чтобы направить общество в нужное русло.

Как очистить карму

Точный механизм очистки кармы сложно назвать. Но можно воспользоваться буддийской благородной сутрой великой колесницы под названием «Учение о четырех факторах». В ней говорится о факторах, которые могут изменить кармические последствия деятельности.

  1. Если, совершив неблагочестивую деятельность, человек испытывает искреннее раскаяние – это действие полного отвержения.
  2. Если, совершив неблагочестивую деятельность, человек всеми силами пытается сделать деятельность благочестивую, то это – сила восстановления.
  3. Если человек ищет прибежище в Будде, Дхарме, Сангхе и не оставляет боддхичитту, то это — сила опоры.
  4. Если человек принимает благочестивый обет, то обретает самообладание, это называется силой восстановления.

Эти буддийские истины понятны и просты, и они помогают преодолеть кармические неблагоприятные последствия.

Определённая деятельность помогает сжигать карму. Это деятельность, которая не имеет корыстного подтекста и посвящённая постижению науки о душе и Боге.

Нет никаких сомнений, что человек, который интересуется духовным развитием, так или иначе придёт к ограничениям, которые выставляет его прошлая деятельность. Чтобы преодолеть эти ограничения и развиваться дальше, необходимо менять себя здесь и сейчас. Используя медитацию, как инструмент постижения истинной природы вещей, человек постепенно будет приближать себя к разгадке тайны души и цели человеческого существования. Он будет обретать непоколебимое счастье, и распространять свет и знание вокруг себя, подобно свече. Неблагочестивая деятельность будет заменяться благочестивой и всё станет на свои места. Карма перестанет зарождаться и человек получит возможность освободиться из плена своих желаний. Путей к себе есть много, и человек должен опираться на свои личные ощущения. Однако, выбрав определённый путь, он должен отдать ему всего себя без остатка.

Ден Даслер

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Читайте также: