Нади

Вопреки некоторым мнениям, нади не является нервной системой человека. Эта система скорее носит более тонкий, энергетический характер. Само слово образовано от санскритского नाडी (nāḍī), что означает полую трубку или канал. Также этому слову соответстсует значение вибрации и резонанса. Нади является каналами для переноса жизненной силы (прана) и ментальной силы или силы ума (манас). Согласно йогическим писаниям, например, трактату «Хатха Йога Прадипика», количество нади в человеке насчитывает около 72 000. Некоторые другие трактаты говорят о иных цифрах — 300 000 и 350 000. Главными считаются десять нади, три из которых являются самыми важными – ида, пингала и сушумна. Ида контролирует психическую и эмоциональную энергию, пингала – энергию активного действия.

нади

Сушумна является срединным каналом, и с помощью него пробуждается сознания во время поднятия кундалини. Ида и пингала находятся по разным сторонам сушумны. Ида является левой, женской стороной. Пингала – правой и мужской. Оба этих каналы берут своё начало в области, которая находится немного ниже пупка. Сушумна проходит вдоль позвоночного столба. Ида и пингала являются её сопровождающими. Независимо от того, что им присущи определённые стороны тела, на месте энергетических сплетений – чакр — они встречаются. Сначала это происходит в свадхистане, потом в манипуре, анахате и так далее.

Ида и пингала работают только по очереди, сменяя друг друга и принося различные изменения в человеке во время своей деятельности. Каждая ноздря соответствует определённому каналу, и, если прислушаться к своему дыханию, можно заметить, что обычно преобладает дыхание только в одной ноздре. Когда дыхание свободно протекает через левую ноздрю, это означает, что в данный момент работает ида-нади, женская энергия и правое полушарие мозга. Когда дыхание свободно протекает через правую ноздрю, активна пингала-нади, мужская энергия и левое полушарие мозга. Энергетические каналы влияют на умственную и физическую деятельность, поэтому опираться на дыхание бывает очень полезно, когда нужно совершить определённую деятельность. Энергия, проходящяя по этим каналам уравновешивает себя постоянной сменой активного нади. Однако в некоторых случаях активной является сушумна, обычно об этом свидетельствует свободное дыхание через обе ноздри и особое обострённое восприятие реальности. Это время считают наилучшим для духовных практик и йоги.

Пробуждённая сушумна

В срединном энергетическом канале располагаются ещё три более мелких канала. Они вмещают себя друг в друга, подобно матрёшке и каждая последующая являет более тонкой в энергетическом плане. Так, сначала идёт сушумна, следом более тонкая ваджра, ещё тоньше читтрини и внутренняя – брахма-нади. Кундалини поднимается именно по внутреннему каналу – брахма-нади. Когда это происходит, человек достигает высшей точки развития. Однако сначала кундалини имеет свойство подниматься вверх по сушумне, вплоть до брахма-нади, в случае, если она пробуждена. Если сушумна находится в пассивном состоянии, то деятельность иды и пингалы сравни подключённому электрическому проводу, у которого отсутствует заземление. Практическая вся система йоги нацелена на то, чтобы подготовить тело и психику человека к подъёму кундалини. Это происходит не сразу, а поэтапно. Если человек не готов к этому, то такой подъём может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому йога должна проходить под началом духовного учителя, гуру, который предотвратит нежелательные последствия.

Если все нюансы соблюдены и человек готов к подъёму кундалини, то, когда это произойдёт, он очистит все свои энергетические центры и сможет достигнуть совершенства в этой жизни. Ему откроется чистый взор на реальность и свобода от привязанностей. Более того, йог сможет обрести сиддхи, то есть мистические способности.

Древо человеческой природы

Чтобы постичь устройство психики человека, можно сравнить его с деревом. В «Бхагавад-Гите» было описано дерево, перевёрнутое вверх ногами так, что корень оказался вверху, а ветви были направлены вниз. В сравнении с человеком можно провести параллели, и тогда получается, что всякого рода эмоции, переживания, чувства, мнения, мысли и т.п. являются ветвями и листьями, а корень дерева окажется в голове. Стволом, который соединяет ветви между собой, является позвоночник. Многие писания мира говорили об этом дереве, и на самом деле можно проводить параллели со многими аспектами мироздания.

Исходя из того, что корень оказался вверху, следует, что человек должен стремится наверх. При этом стремление будет направлено не куда-то к чему-то новому, а скорее к хорошо забытому старому. Это путь к истоку, где сознание ещё не искажено материальными представлениями. Отражением на энергетическом теле такой исток и корень является сахасрарой, то есть высшей чакрой, путь к которой и пробивает кундалини-шакти.  

Ден Даслер

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Читайте также: